Санкции против кипрских юристов: опыт и рекомендации для клиентов

На втором году конфликта в Украине, санкционное давление со стороны западных стран не только продолжает нарастать, но и находит довольно неожиданные «мишени». В поисках ответа на вопрос о причинах недостаточной эффективности существующих пакетов санкций, 12 апреля 2023 правительства Великобритании и США объявили о введении санкций против «пособников российских олигархов» Алишера Усманова и Романа Абрамовича – кипрских адвокатов Христодулоса Вассилиадеса и Димитриса Иоаннидеса.

В пресс-релизе Секретаря иностранных дел Великобритании Джеймса Клеверли прозвучало, что новые санкции «нацелены на тех, кто сознательно помогал подсанкционным российским олигархам прятать свои активы в сложных финансовых схемах». Иоаннидес был объявлен «ответственным за создание мутных оффшорных структур, которые Абрамович использовал для сокрытия автивов стоимостью более 760 млн фунтов перед тем, как попал под санкции, последовавшие за незаконным вторжением Путина в Украину». Вассилиадес же был обвинен в том, что он «являлся центром сети трастов и оффшорных компаний, которые связывают Усманова и Sutton Place Estate” (знаменитое поместье 16 века в графстве Суррей, Англия, которое считается резиденцией Алишера Усманова).

Собственно, состав «преступления» заключался в том, что поместьем официально владели 2 кипрских компании, зарегистрированные кипрским офисом CGV – Bacerius Investments Ltd and Delesius Investments Ltd, директорами которых являлись сотрудники его компании, а акции принадлежали кипрским трастам, созданным (предположительно) в пользу семьи и бизнес-партнеров Усманова. Структура владения создавалась в 2005 году, за много лет до введения санкций против Усманова.

Также Вассилиадес был директором Sberbank Investments Limited, кипрской  100%-й дочерней компании ПАО Сбербанк. Поскольку Сбербанк контролируется Минфином РФ,  Sberbank Investments Limited, как указано в постановлении о санкциях, является компанией, аффилированной с Правительством РФ, и таким образом,  Вассилиадес «был вовлечен в получение выгоды от сотрудничества с российским правительством, или его поддержки». Компания была зарегистрирована в 2011 году.

Просто для сравнения: SIB (Cyprus) Ltd, ранее 100% дочерняя компания подсанкционного Сбербанка, лишь 5 мая 2023 г объявило о ДОБРОВОЛЬНОЙ сдаче своей инвестиционной лицензии Кипрской комиссии по ценным бумагам и рынкам, и до настоящего времени значится на сайте регулятора в списке лицензированных инвестиционных фирм Кипра, пока заявление о добровольном отказе от лицензии находится в процессе рассмотрения.

Христодулос Вассилиадес почти всю свою жизнь посвятил созданию своей  «корпоративной империи» — открыв свою юридическую фирму в Никосии в далеком 1984 году, к 2020-му он, по некоторым данным, скупил все или почти все здания в квартале Агиу Павлу, где разместилась собственно юридическая фирма Christodoulos G.Vassiliades & Co.LLC, выросшая почти до 200 сотрудников, а также бухгалтерские, аудиторские и другие аффилированные компании корпоративного сектора.

После первой волны антироссийских санкций в 2014 г., бизнес Вассилиадеса встретил удар по российской части рынка достойно. Часть клиентов ушла, однако другие развивающиеся рынки и новые продукты позволили компании устоять и привлечь новых клиентов. В это время основатель компании постепенно передает бразды правления в руки своей дочери Анны-Марии Вассилиадес, выпускницы лучших британских университетов и, по совместительству, главы английского подразделения CGV.  Сам же Христодулос все больше времени уделяет своей винодельне и другим проектам, а также семье.

Сказочная история успеха, или целая жизнь самоотверженного труда? Так или иначе, 12 апреля 2023 года и то, и другое закончилось. Санкции США и Великобритании, опубликованные синхронно, включили в себя лично Христодулоса Вассилиадеса, его дочь Анну-Марию и сына Йоргоса, многолетнюю сподвижницу и подругу Кириаки Деметриу-Кампери, а также целую группу юридических лиц: основную кипрскую компанию Christodoulos G.Vassiliades & Co. LLC, английскую и мальтийскую Vassiliades & Co.UK Limited и Vassiliades & Co. Malta Limited, а также компании – номинальных акционеров и доверительных управляющих: Ionics Nominees Limited, Ledra Nominees Limited, Ledra Trustees Limited, Ledra Trustee Services Limited. Санкции включают в себя: блокировку всех активов подсанкционных лиц в США и Великобритании, запрет любых транзакций с такими лицами, travel ban. Кроме того, санкции распространяются на активы любых лиц, контролируемых подсанкционными лицами или приналдлежащим им более чем на 50%.

Хотя Евросоюз, гражданами и резидентами которого являются г-н Вассилиадес и его семья, не присоединился к санкциям, юридический бизнес был де-факто уничтожен. Регистрационные агенты на BVI, в Белизе и других оффшорных юрисдикциях незамедлительно подали в отставку по всем компаниям, зарегистрированным CGV (здесь следует заметить, что Британские Виргинские острова и Каймановы острова, будучи заморскими территориями Великобритании, обязаны следовать британским санкциям). Банки отказывались проводить входящие платежи от клиентов за услуги, и даже выплата зарплат сотрудникам  была приостановлена.

Более того, под ударом оказались клиенты CGV, которые использовали такие широко распространенные корпоративные сервисы, как услуги директоров, номинальных акционеров и трастовые сервисы. Ряд банков на Кипре заблокировал деньги на счетах компаний, использовавших такие сервисы, посчитав их, согласно формулировке американских санкций, «опосредованно принадлежищими или находящимися под контролем» санкционных лиц  — несмотря даже на то, что на Кипре существует реестр бенефициарных собственников, и в большинстве случаев банки располагали полной информацией о реальных владельцах таких активов.

Пострадавшие клиенты бросились избавляться от «порочащих связей», меняя директоров и акционеров, однако регистратор компаний  Кипра, получив в общей сложности свыше 900 таких заявлений, приостановил регистрационные действия в кипрских компаниях, затронутых санкциями, на несколько недель – до начала июня 2023 года, когда  правительство  Кипра дало прямое указание не препятствовать  переводу компаний к другим провайдерам.

Лишь после получения новых регистрационных документов, бывшие клиенты подсанкционных юристов смогли разблокировать свои счета и возобновить коммерческую деятельность и выплату зарплат. Общий ущерб, который понесли пострадавшие компании, еще лишь предстоит оценить, поскольку клиенты не только не получили компенсаций ни от своих бывших юристов, ни от государства, но и понесли немалые дополнительные расходы на срочный перевод компаний к другим корпоративным провайдерам на Кипре, и эта работа на сегодня далеко не завершена.

Как отметила пресс-секретарь Ассоциации юристов Кипра (Cyprus Bar Association) Георгия Панайоту, произошла «перестраховка» со стороны кипрских банков и официальных органов, вызванная страхом перед санкциями: «Не может быть политических решений, когда речь идет о законных и законопослушных клиентах безо всяких семейных связей, деловых отношений или отношений собственности/контроля с подсанкционными предприятиями или олигархами. Такие клиенты – если они приняли решение разорвать отношения с подсанкционными [юридическими] фирмами – должны иметь возможность сделать это, а не подвергаться блокировке счетов до принятия политического решения»[1].

Эта ситуация заставляет задуматься о дополнительных санкционных рисках  даже тех, кто считал себя полностью защищенным. Как мы видим, излишнее усложнение корпоративных структур (например, использование номинальных акционеров и трастов) может привести к ошибочному попаданию компаний под действие санкций, просто в силу того, что корпоративные  администраторы предоставляют свои услуги большому количеству клиентов, и среди них могут оказаться подсанкционные лица. Поэтому  мы рекомендуем всем собственникам бизнеса критически оценить свои корпоративные структуры с учетом данного риска.

Кроме того,  провайдеры корпоративных услуг должны уделять повышенное внимание комплаенс-процедурам и оценке рисков в отношении как новых, так и давних клиентов, чтобы не оказаться в  санкционных списках в качестве «пособников» или «организаторов финансовых схем» для подсанкционных лиц.

[1] Sanctions leave Cyprus’ economy reeling, by Andria Kades May 17, 2023, Cyprus Mail

Ирина Волнухина

Ассистент compliance officer

Корпоративная практика

Корпус Права (Кипр)

Другие статьи по темам
Смотрите также статьи из номера
Применение IP box, достаточно ли ваш актив квалифицирован?

Чтобы правильно оценить, применим ли IP Box режим к вашей кипрской компании, необходимо понять условия этого налогового режима. Согласно этим условиям, 80% от квалифицируемого дохода, полученного от квалифицируемых активов, освобождаются от налогообложения, оставшиеся 20% облагаются налогом по ставке 12,5%. Таким образом, эффективная ставка налогообложения квалифицируемого дохода составляет 2,5%. Однако стоит помнить, что эта ставка может изменяться в зависимости от различных факторов, таких как затраты на НИОКР. Режим IP Box [...]

03 октября, 2023

События после отчетной даты: аудит vs отчетность

Статья рассматривает понятие "Событие после отчетной даты" (СПОД) в бухгалтерском учете, которое вызывает вопросы и требует ясности. Вы узнаете о раскрытии и оценке СПОД в бухгалтерской отчетности, а также роли аудитора. Примеры СПОД и их последствия рассматриваются, а также приводятся рекомендации для администраторов сайта.

04 июля, 2023

Налоговые последствия аннулирования Соглашений об избежании двойного налогообложения

Узнайте о налоговых последствиях аннулирования Соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) в России и их влиянии на российские компании, предпринимателей и физические лица. Изменение налогового законодательства, экономические санкции и осуществление автоматического обмена финансовой информацией – вот главные темы этой статьи. Узнайте, как СОИДН позволяют снизить налоговую нагрузку и какие последствия возникают при разрыве таких соглашений.

04 июля, 2023

Корпоративный спор, основанный на общей совместной собственности супругов на доли в уставном капитале ООО

Приобретение доли в уставном капитале ООО одним из супругов не означает автоматического права на участие в управлении обществом. Для полноценного статуса участника, требуется раздел имущества и вхождение в состав участников. Основываясь на природе хозяйственных обществ, устав может предусматривать запрет на передачу доли третьим лицам. Практика рассмотрения таких дел только начинает складываться.

03 июля, 2023

Дробить или не дробить, вот в чем вопрос…

Статья рассматривает практику дробления бизнеса и влияние на налоговую выгоду. Узнайте о критериях, аргументах и последствиях, связанных с этой практикой.

03 июля, 2023