Swiss Movement

Может ли швейцарский частный банковский сектор пережить серьезные изменения в законодательных и нормативных актах, с которыми он сталкивается в настоящее время?

Последние серьезные события в швейцарском банковском секторе, по-видимому, указывают лишь в одном направлении: спад. Финансовый кризис 2007-2008 гг. дал о себе знать в Швейцарии, где было сокращено количество банков с 331 в 2006 г. до 275 в 2014 г1.

Согласно исследованию PwC2, снижение чистой валовой прибыли в швейцарских банках (она упала приблизительно на 20% с 2006 г.) продолжается и сегодня – до менее чем 100 базовых пунктов по активам под управлением. Это обусловлено следующими факторами:

  • негативное давление на швейцарский частный банковский сектор (например, в силу соглашений об отказе от судебного преследования (non-prosecution agreements), заключенных банками с Департаментом Юстиции США, согласно которым банки обязуются сотрудничать со следствием США; в силу несанкционированной продажи клиентских данных);
  • обязательство банков совершать kick-back, т.е. предоставлять скидку или возвращать часть стоимости продуктов, понятных для клиентов;
  • автоматический обмен информацией с 2018 г., что знаменует собой конец института банковской тайны для клиентов, являющихся резидентами не только ЕС, и, скорее всего, многих государств, подписавших Единый стандарт по обмену налоговой информацией ОЭСР.

В то же время совокупный портфель ценных бумаг в швейцарских банках остается стабильным с 2007 г. для всех клиентов и составляет приблизительно 5 000 млрд. швейцарских франков. Как бы то ни было, с учетом оттока средств и спада активности клиентов активы снизились примерно на 15%. В 2014 г. 26 частных банков сообщили об убытках, тогда как в 2008 г. таких банков не было3. Одобренная большинством населения инициатива против массовой иммиграции представляет еще одну угрозу для швейцарского банковского сектора, так как потенциальных клиентов-иностранцев привлечь сложнее.

Может показаться, что швейцарские частные банки столкнулись с все ухудшающимися внешними обстоятельствами и что данный сектор быстро сокращается. Правда ли это?

Нахождение общего языка с Европейским союзом

В настоящее время Швейцария приняла внешние политические вызовы и быстро адаптировалась к изменившимся условиям4. Она лидирует в определенных областях экономики и во многом формирует нормативное регулирование банковской сферы. Ее банковская отрасль также приняла требования, содержащиеся в Базельском соглашении III в целях поддержания достаточности банковского капитала в непростой период испытаний на стресс и для избежания риска рыночной ликвидности, а национальные законы были переработаны для достижения согласованности с директивами ЕС5, например, касающимися защиты клиента6 и инвестиционных фондов7.

Существует много других законодательных инициатив, но в целом можно сказать, что Швейцария и ее банковская отрасль кардинально изменили курс и теперь занимают более мягкую позицию в отношении нормативного регулирования ЕС в связи с желанием получить доступ на его рынок.

Новые бизнес-модели

В январе 2015 г. Швейцарский национальный банк отказался от фиксированного курса национальной валюты к евро. Стоимость швейцарского франка сразу же выросла, тем самым снизив доходы швейцарских банков и повысив стоимость банковских операций иностранных клиентов в Швейцарии приблизительно на 10%. Это не помогло экспортировать «частный банковский продукт». Каким же образом швейцарские банки смогут адаптироваться в условиях снижающейся доходности?

Одно из решений – это возврат к основополагающим ценностям швейцарского банковского сектора, сделавшим это государство крупнейшим финансовым центром в сфере управления состояниями, доля мирового рынка которой составляла 26%8. Ценности сосредоточены на качестве и внимательном отношении, профессионализме, инновационном потенциале и формировании выгоды для клиентов и акционеров. «Формирование выгоды» означает достижение эффективности капиталовложений и немедленное предоставление в распоряжение клиентов соответствующих интегрированных ноу-хау. Это касается всех аспектов работы с клиентами – от смены страны проживания до слияний и поглощений, от диверсификации портфеля до решений касательно художественных коллекций и структурирования.

Швейцарские банки остаются банками с наилучшей капитализацией в мире, что наряду с кредитным рейтингом страны ААА означает, что Швейцарию часто выбирают в качестве места для размещения услуг по хранению, консультациям и управлению активами даже очень требовательные заказчики-организации, такие как пенсионные фонды, страховые компании, государственные инвестиционные фонды, компании по доверительному управлению семейным капиталом и международные корпорации. Так, например, именно репутация швейцарской банковской отрасли помогла с 2015 г. сделать клиринговые услуги в юанях возможными в этом государстве.

Аналитики компании «Deloitte» полагают, что банки должны следовать одной из пяти бизнес-моделей, чтобы оставаться конкурентоспособными9. Помимо традиционной универсальной банковской модели, которая предлагает внутренние услуги, существуют модели управляемого решения, чемпиона по сделкам, лидера по продуктам и доверенного советника. Банки-доверенные советники предлагают конечным клиентам консультационные финансовые услуги. Доверие приобретается за счет досконального знания клиента, достигаемого установкой «клиент превыше всего». Услуги оказываются группой высококвалифицированных штатных и внештатных профессионалов, например, участников программы STEP.

Для швейцарского банковского сектора имеется не просто надежда. Имеется ясное указание на то, что отрасль фокусируется на том, что у нее всегда получалось лучше всего: приоритет интересов клиента и предоставление высококачественных услуг.


  1. По данным швейцарского национального банка за 2015 г.
  2. PwC, Частный банковский сектор Швейцарии: От прошлого к будущему (2014 г.).
  3. KPMG: Прозрачность деятельности швейцарских частных банков (2015 г.).
  4. Ассоциация швейцарских банкиров и Бостонская консалтинговая группа: Напряженный переходный период – Прогнозы для банковского сектора в Швейцарии (2014 г.).
  5. PwC, Новые правила для швейцарской финансовой площадки на основании Закона о финансовых услугах (FIDLEG) и Закона о финансовых учреждениях (FINIG) (2015).
  6. Директива о рынках финансовых инструментов  MiFIDII.
  7. Директива организации коллективного инвестирования в обращающиеся ценные бумаги 2014/91/EU; Директива о менеджерах фондов альтернативных инвестиций; Правила регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка 2011/61/EU.
  8. Бостонская консалтинговая группа, Мировое благосостояние, 2014 г.: На волне роста.
  9. Deloitte, Бизнес-модели будущего швейцарского банкинга.
Ариэль Серджио Гёкман

Член правления

Schroder & Co Bank AG, Zürich

Другие статьи по темам
Смотрите также статьи из номера
Время разбрасывать камни, время собирать камни (КИК-календарь)

Для владельцев иностранных компаний 2015 год стал переломным. Слова президента В.В. Путина о необходимости уплаты налогов с оффшорных компаний медленно, но верно воплощаются в жизнь, и в настоящее время идет так называемый переходный период, когда все учатся жить и платить налоги по новым правилам.

10 июля, 2016

Борьба за Кипр: как власти спасают деловую репутацию острова

Кипр многие годы был и остается почти безальтернативной юрисдикцией в международном налоговом планировании для российского бизнеса. Причин тому масса, начиная с достаточно выгодной системы налогообложения и заканчивая демократичными ценами на создание и поддержание деятельности юридических лиц.

10 июля, 2016

CRS: начало эпохи транспарентности

Российский бизнес – «субстанция» молодая, но и за этот короткий срок ему пришлось пережить немало. Время показало, что российский предприниматель, выживший в начале 1990-х, переживший 1998 и 2008 годы, готов ко всему и как никто другой знает, что только одно постоянно – изменения.

10 июля, 2016

НДС без границ: опасная карусель

Данная статья продолжает серию публикаций о системе обложения налогом на добавленную стоимость в Европейском союзе. В этом выпуске мы рассмотрим проблему налоговых правонарушений, связанных с уклонением от уплаты НДС.

10 июля, 2016

О приобретении недвижимости иностранцами в Швейцарии

Швейцарская недвижимость для частного пользования популярна уже не первый год. Многие владельцы иностранных паспортов, переезжающие в Швейцарию, заинтересованы в приобретении собственности, а другим необходимы собственные летние домики для частного пользования.

10 июля, 2016

Практические вопросы управления рисками в сделке M&A

Управление рисками, которые свойственны сделкам M&A (сделки по приобретению компании), удобно структурировать в соответствии с этапами этой бизнес-операции. Можно выделить несколько основных этапов в проекте M&A: комплексная проверка компании, согласование и заключение договора купли-продажи.

10 июля, 2016

Правовая природа траста в английском праве. Соотношение доверительной собственности в английском праве и доверительного управления в российском праве

Динамичное развитие бизнеса на фоне активной глобализации заставляет предпринимателей и участников современного рынка обращать внимание на институты права, использующиеся в международной практике, в том числе и в системе общего права. Институт траста является одним из таких институтов.

10 июля, 2016