Лучше избавиться от неприятности, чем радоваться небольшой выгоде

Понятие налоговой выгоды было дано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление Пленума №53). Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

При этом положения налогового законодательства не ограничивают само право налогоплательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако Министерство Финансов РФ в письме №ЕД-4-9/22123@ от 31 октября 2017 года указало на то, что в избранном налогоплательщиком варианте сделки (операции) не должно быть признака искусственности, лишенной смысла. Коме того, налоговый орган не вправе настаивать на том, что налогоплательщик должен был выбрать тот или иной вариант построения хозяйственной операции. Следовательно, сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика как один из важнейших элементов конституционно-правового режима регулирования налоговых отношений и публичного правопорядка.

Таким образом важно провести черту, которая разделяла бы налоговое планирование, позволяющее получить налогоплательщику законную налоговую выгоду, и «агрессивные» механизмы налоговой оптимизации.

Министерство Финансов РФ в письме №ЕД-4-9/22123@ от 31 октября 2017 указало на то, что введенная Законом №163-ФЗ статья 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации.ФНС России письмом от 16 августа 2017 № СА-4-7/16152@ обязало налоговые органы при проведении проверок исключить формальный подход к оценке налоговой выгоды

Статья 54.1 НК РФ не является кодификацией правил, сформулированных в Постановлении Постановление Пленума №53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Указанная норма фактически определяет условия, препятствующие созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств, в том числе путем неучета объектов налогообложения, неправомерно заявляемых льгот и т.п.

Суть изменений заключается в том, что законодателем определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

Так, пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ предусмотрен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Характерными примерами такого «искажения» являются:

  • создание схемы «дробления бизнеса», направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения;
  • совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;
  • создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).

К числу способов искажения сведений об объектах налогообложения, которые возможно квалифицировать по пункту 1 статьи 54.1 НК РФ, могут быть отнесены:

  • неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;
  • отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Таким образом, налоговые органы для целей применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ должны доказать совокупность следующих обстоятельств:

  • существо искажения (то есть в чем конкретно оно выразилось);
  • причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями;
  • умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц), выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога;
  • потери бюджета.

Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности и т.п.

Министерство Финансов письмом от 13 июля 2017 г. №ЕД-4-2/13650@ направило методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов).

В практической деятельности выявляются следующие схемы, применяемые для уклонения от уплаты налогов:

  1. Классической схемой уклонения от уплаты налогов является применение фиктивных сделок, с целью увеличения стоимости приобретенного товара (услуг) — завышения расходной части либо с целью занижения доходной части, а именно продажа товара по заниженной стоимости (экономически необоснованные сделки). Фиктивные сделки могут быть заключены недобросовестными налогоплательщиками как с фирмой-однодневкой, так и с аффилированной организацией.
  2. Дробление бизнеса с целью необоснованного применения специальных налоговых режимов.

Для того чтобы минимизировать налоговую нагрузку, многие налогоплательщики свою деятельность, имеющую определенные ограничения, препятствующие переходу на упрощенную систему налогообложения, делят на ряд более мелких, подпадающих под упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (далее — ЕНВД). Например, один магазин с большой площадью делят на несколько отделов площадью менее 150 кв. м. Управляющие отделами регистрируются в качестве предпринимателей и оформляют свою торговлю через ЕНВД, получив свою площадь в аренду и заключив, например, договор поручительства, реализуют товар.

  1. Необоснованное применение налоговых льгот, льготных налоговых ставок.

Так, налогоплательщик и иные организации, входящие в группу компаний «А», создали схему взаимоотношений по аренде производственных мощностей таким образом, чтобы здания, сооружения, земельные участки, машины и оборудование, необходимые для производства автомобилей, находились в собственности резидента ОЭЗ, уплачивающего налог на прибыль по ставке 0%. ООО «Б» было создано как единый подконтрольный имущественный центр с целью аккумулирования на счетах этой организации значительных денежных средств в виде арендной платы для последующего их вывода за границу в виде дивидендов. Такая организация финансово-хозяйственной деятельности обеспечивала арендаторам возможность отражать в составе расходов по налогу на прибыль затраты в виде арендных платежей в завышенных размерах и минимизировать налоговые поступления в бюджет.

  1. Подмена гражданско-правовых отношений с целью извлечения налоговой выгоды.

С целью занизить налогооблагаемую базу многие налогоплательщики документально заменяют одни правоотношения другими, в связи с чем при проведении проверок налоговым органам рекомендовано проводить анализ условий договора, включающий в себя две взаимосвязанные и взаимообусловленные процедуры – анализ с точки зрения норм гражданского и налогового права, выявив сделку, которая имела место в действительности, исходя из фактических обстоятельств.

На практике встречаются и иные схемы уклонения от уплаты налогов, которые совершаются путем бездействия, например, умышленное неотображение корректировочных счетов-фактур при получении скидки от поставщика за преодоление премиального лимита закупки, которые доказываются путем сравнения налоговой отчетности налогоплательщика и его поставщика, проверки входящей корреспонденции, а также допроса сотрудников бухгалтерии.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно говорить о том, что работа налоговых органов будет менее формальной и больше ориентированной на существо (содержание) и реальность бизнеса налогоплательщика, что с одной стороны содержит в себе преимущества, в частности, можно предположить, что число формальных претензии сократится, однако, предсказать аргументацию налоговиков довольно сложно ввиду того, что в Налоговом кодексе отсутствует понятие «необоснованной налоговой выгоды». С общими ориентирами работы налоговых органов можно более подробно ознакомиться в письме Министерства Финансов от 13 июля 2017 г. №ЕД-4-2/13650@.

Анна Сенченко, LL.M.

Старший юрист

Налоговая и юридическая практика

Korpus Prava

Другие статьи по темам
Смотрите также статьи из номера
«…И за все, что мы делаем, отвечаем тоже вместе…»: разъяснения верховного суда по вопросам привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц

Под завершение 2017 года Верховный суд РФ провел заседание, итогом которого стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53.

10 февраля, 2018

На западном фронте без перемен!?

К концу года в Государственную Думу поступил проект закона о «Внесении изменений в Федеральный закон о валютном регулировании». Основной интригой нововведений было определение статуса валютного резидента и расширение списка разрешенных валютных операций.

10 февраля, 2018

Желтый пес на хвосте принес!

Наступивший год принес нам много нового, особенно в части налогообложения. Изменения затронули очень многие главы Налогового кодекса РФ. В этой статье будет уделено внимание тем поправкам, которые относятся к большинству юридических и физических лиц в Российской Федерации.

10 февраля, 2018

Уголовная ответственность за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Российским уголовным законодательством предусмотрена статья 76.1 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

10 февраля, 2018

Усиление налогового контроля

2017 год был щедр на выработку налоговыми органами концептуальных подходов к налоговому контролю как в сфере применяемых подходов (методов), так и в направлении обозначения пределов прав налогоплательщиков на применение методов налоговой экономии. Объем статьи, к сожалению, не позволяет всесторонне описать масштаб усиления налогового контроля, а всего лишь указывает на самые заметные индикаторы этого необратимого процесса.

10 февраля, 2018

Практика применения раздела V.I Налогового кодекса Российской Федерации: итоги 2017 года

Российские суды, наконец, сформировали официальную позицию по ключевым вопросам, связанным с применением раздела V.I Налогового кодекса Российской Федерации.

10 февраля, 2018

Снижение ставок и сокращение вычетов: наиболее важные изменения налогового законодательства США в конце 2017 года

20 декабря 2017 г. Конгресс США принял Закон «О снижении налогов и создании рабочих мест», который был подписан Президентом США Дональдом Трампом.

10 февраля, 2018

Утром деньги, вечером стулья?

Активное развитие Вооруженных Сил Российской Федерации в последние годы было бы невозможно без планомерного обновления существовавшей устаревшей материальной части. В рамках Государственной программы вооружений до 2020 года, цель которой увеличить долю современных вооружений и военной техники до 70%.

10 февраля, 2018