- Почему бизнес выбирает Гонконг
- Анализ изменений налогового режима для non-domicile резидентов Великобритании
- Культ согласий на обработку персональных данных: что нужно знать бизнесу при сборе согласий от субъектов
- Налогообложение НДС двухэтапной чартерной морской перевозки
- Личные фонды в России и в свободной зоне DIFC (ОАЭ): сравнительный анализ
- Раз офшор, два офшор…
- Расчеты криптовалютой в РФ. Возможности развития и последствия принятия закона
- Прогрессивная шкала НДФЛ уже реальность! Богатым быть в России становится дороже
- УСН – усложненная система налогообложения?
- Годовой отчет на Британских Виргинских островах: что нового и как подавать
По секрету всему свету
Несмотря на протесты бизнеса и аудиторского сообщества с 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон №231-ФЗ от 29 июля 2018 года (Закон), вносящий поправки в часть первую НК РФ. Согласно этому закону у налоговых органов появляется возможность получить сведения о налогоплательщиках от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (аудиторов).
Теперь налоговые органы в целях налогового контроля смогут собирать, хранить и использовать полученные от аудиторов документы (информацию), связанные с оказанием ими профессиональных услуг.
По сравнению с первоначальным законопроектом годичной давности текст закона претерпел существенные изменения. В частности, в финальной версии закона содержится не просто возможность запроса, но и конкретные условия, обязательные к выполнению.
Проверки по запросу российского налогового органа
Закон предусматривает возможность налогового органа запросить и получить от аудиторов информацию о налогоплательщике в том случае, если информация была запрошена у налогоплательщика и не была им предоставлена в сроки, предусмотренные законодательством.
При этом предусмотрено два случая, в которых налоговый орган может направить запрос информации аудитору:
- проведение выездной налоговой проверки;
- проведение проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Основанием для запроса документов у аудитора является решение руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС) при проведении налоговой проверки.
В первоначальной версии законопроекта основанием также могло служить решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, однако в ходе рассмотрения его исключили.
Законом перечислены обязательные сведения, которые должны содержаться в запросе налогового органа аудитору:
- реквизиты решения о проведении проверки;
- предмет проверки и период, за который она проводится;
- дата направления налогоплательщику требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);
- сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации) проверяемым налогоплательщиком, о получении уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или об отказе от представления запрашиваемых документов (информации);
- наименование аудиторской организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;
- реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).
Истребуемые документы (информация) представляются аудитором налоговому органу в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.
Запросы иностранных государств
Помимо указанных случаев, информация может быть запрошена у аудитора при поступлении запросов из иностранных государств.
Основанием будет являться запрос уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Запрос налогового органа, составленный в адрес аудитора на основании полученного запроса из иностранного государства, должен содержать:
- реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);
- сведения о наличии в запросе компетентного органа иностранного государства (территории) запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации;
- наименование аудиторской организации (фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер;
- реквизиты или иные сведения, позволяющие аудитору идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).
Обращаем внимание на тот факт, что запрос иностранного государства может содержать запрет на уведомление налогоплательщика о передаче документов (информации).
То есть при запросе документов (информации) на основании решения российского компетентного органа аудитор может сообщить (и скорее всего сообщит) налогоплательщику о факте предоставления документов (информации) налоговому органу. При получении же запроса документов (информации) на основании решения иностранного компетентного органа, содержащего запрет на информирование налогоплательщика, аудитор обязан сохранить в секрете передачу документов (информации) по полученному запросу.
Однако отсутствует запрет на информирование налогоплательщика о самом факте получения запроса, есть запрет только на информирование о предоставлении документов (информации).
Ответственность аудитора
В августе 2018 года Минфин РФ выпустил информационное сообщение к упомянутому закону, в котором прямо указывает на обязанность аудитора сохранять аудиторскую тайну, к которой относятся любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
При этом отмечено, что наделение налоговых органов правом доступа к аудиторской тайне направлено на выявление налоговых правонарушений, борьбу с уклонением от уплаты налогов и финансовым мошенничеством, а также на обеспечение исполнения соответствующих международных обязательств Российской Федерации.
То есть аудиторская тайна сохраняется, а для налоговых органов делается исключение.
Непредставление аудитором в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ аудитора представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с аудитора в размере 10 тысяч рублей.
За повторное непредставление сведений или документов аудитору грозит взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Остались вопросы…
Формулировка Закона подразумевает предоставление «имеющихся» у аудитора сведений и документов. К сожалению, так и не предоставлено разъяснений относительно главного вопроса: несет ли аудитор ответственность при отсутствии у него запрашиваемых сведений или документов.
Аудит подразумевает выборочную рискоориентированную проверку бухгалтерского учета и отчетности, а не сплошную проверку налогового учета. То есть у аудитора может просто не оказаться интересующих налоговые органы документов. При этом объемы документирования каждый аудитор устанавливает самостоятельно, исходя из собственного профессионального суждения.
Учитывая отсутствие обязанности аудитора фиксировать все документы налогоплательщика (что является невыполнимым), в большинстве случаев аудитор просто не сможет выполнить требования законодательства о предоставлении документов налоговому органу.
Также остается загадкой, каким образом налоговый орган узнает о проведении инициативного аудита и оказании услуг, сопутствующих аудиту, а тем более наименование аудитора и его ОГРН.
Учитывая большое количество оставшихся вопросов, в ближайший год должны быть выпущены в свет разъяснения о применении нового Закона, а возможно, и внесенные в него изменения. Пока Закон достаточно сырой и вряд ли сможет полноценно работать в настоящем виде.