Амнистия 3-0: в чью пользу?

В России стартует третий этап амнистии капитала. Если быть точным, то это уже даже не третий сезон, а четвертый, так как первая амнистия, объявленная в 2015 году, была продлена на полгода от начально заявленного периода.

В 2015 году продлевали амнистию по одной простой причине: люди не поверили, не пошли, не сдавали специальные декларации, ждали репрессий и реакции государства. Первых полгода явно не хватило, чтобы внушить гражданам мысль, что, открывая свои зарубежные активы они ничем не рискуют, поэтому амнистия была продлена еще на полгода, до 30 июня 2016.

Но и вторые полгода первой амнистии не принесли государству заветного раскрытия информации. В 2015 году никто не верил в то, что в далеком 2018 действительно начнется автоматический обмен информацией о счетах граждан и иностранных компаний. Да и политическая ситуация вокруг нашей страны после присоединения Крыма, создавала иллюзию, что теперь нам точно никто и ничего не скажет. Но политика политикой, а уклонение от уплаты налогов, это совсем другая история. Автоматический обмен налоговой информацией не был идеей России, мы все лишь присоединились к уже создаваемой системе обмена между государствами.  И, будучи частью этой системы, в 2018 году наши налоговые органы получили заветную информацию о зарубежных активах наших граждан.

Казавшийся три года назад таким далеким, 2018 год наступил. И стало очевидно, что теперь добровольно раскрывать информацию об иностранных активах наши граждане будут более охотно.

Так и получилось, что по сравнению с первым этапом амнистии, в 2018 году граждане сдавали специальные декларации в разы чаще, раскрывая максимальное количество активов, даже тех, которые уже им не принадлежали (так, например, можно было декларировать закрытые счета, а с учетом того, что срок давности по валютным правонарушениям составляет два года, воспользоваться данной возможностью было для многих очень актуально).

Большему раскрытию способствовало и отсутствие негативной практики, когда к людям, раскрывшим информацию в первом этапе, приходили бы с вопросами.

В нашей работе был один случай, когда возникли вопросы к имуществу, заявленному в специальной декларации. Но это была история со счастливым концом, так как ссылка на тот факт, что информация об имуществе передана в налоговый орган в рамках амнистии капитала, позволила избежать ответственности за нарушение законодательства о Контролируемых иностранных компаниях (далее — КИК).

Возможно, у некоторых налоговых инспекторов было непреодолимое желание наказать, взыскать, оштрафовать, и, возможно, даже предпринимались попытки, но громких дел по стране замечено не было, а значит все удавалось урегулировать на начальных этапах.

Однозначно можно сказать, что второй этап амнистии был более продуктивным. Граждане декларировали и иностранные компании (что позволяло избежать многотысячных штрафов за несвоевременное уведомление об участии в КИК), и иностранные счета.

Власти получили информацию об активах компаний и граждан и через автоматический обмен, и непосредственно от граждан. Так зачем же понадобился третий этап?

Анонсированное президентом очередное продление амнистийной компании стало неожиданным не только для граждан, но и для законодателей.

Ожидалось, что второй этап амнистии плавно перетечет в четвертый и специальные декларации можно будет подавать уже в марте. Но законопроект третьего этапа амнистии появился только в апреле. Амнистия пройдет с 1 мая 2019 по 29 февраля 2020 годы и ее условия существенно отличаются от первых двух этапов.

Основным условием третьего этапа амнистии стало возвращение активов на родину. В случае, если в специальной декларации указываются счета для того, чтобы избежать ответственность за нарушение валютного законодательства, то денежные средства со счетов должны будут быть переведены в Россию.

Если граждане хотят амнистировать иностранную компанию, то она должна быть редомицилирована в Российскую Федерацию.

Наверное, эти условия достаточно справедливые, так как у граждан было уже два шанса воспользоваться амнистией капитала, а злостные нарушители как правило несут большую ответственность по сравнению с новичками.

Сложно делать прогнозы, насколько успешным будет третий этап амнистии, но то, что уже есть те, кто готов ею воспользоваться, это факт!

А дальше, поживем увидим. Как шутят наши иностранные коллеги – Россия всё прощающая страна!

Другие статьи по темам
Смотрите также статьи из номера
Просто о сложном

Часто мы не осознаем всей сложности применения налогового и бухгалтерского законодательства до тех пор, пока не столкнемся с этим на практике. Одним из таких примеров является формирование резерва на оплату отпусков для целей налогообложения.

11 июня, 2019

Закат налогового туризма

Органы налогового контроля обзаводятся разнообразными инструментами для выявления и контроля слишком творческих налогоплательщиков. Так, например, одним из самых эффективных инструментов является международный автоматический обмен налоговой информацией.

11 июня, 2019

Актуальные вопросы расчета прибыли КИК

В данной статье рассмотрим некоторые наиболее частые и актуальные вопросы, которые встают перед налогоплательщиком - контролирующим лицом при расчете прибыли контролируемой иностранной компании.

11 июня, 2019

О расширении полномочий нотариусов

В современной российской действительности нотариус олицетворяет собой связующее звено между субъектом экономической деятельности и государством.

11 июня, 2019

Международный коммерческий арбитраж как способ разрешения трансграничных споров

Международный коммерческий арбитраж – это третейский суд, обращение в который является одним из альтернативных методов разрешения трансграничных споров. В настоящее время МКА является широко востребованным инструментом.

11 июня, 2019

Подход, основанный на оценке риска как необходимый инструмент для соответствия регулированиям AML/CTF

26 июня 2015 года вступила в силу Директива ЕС 2015/849 "О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания доходов, полученных преступных путем или финансирования терроризма". В соответствии со стандартами ФАТФ Директива ставит подход, основанный на оценке риска, во главу угла в рамках системы AML/CTF Европейского Союза.

11 июня, 2019