- Недомицилированые резиденты Кипра: правовой статус и налоговые преимущества
- Правовой обзор деятельности блогеров
- Подробный гайд: корпоративный налог в ОАЭ
- Оборотные штрафы за утечки персональных данных в России 2024
- НДФЛ после приостановления СОИДН. Анализ на примере Кипра
- О добровольном раскрытии информации о КИК налоговыми нерезидентами РФ
- Закон об ускоренном гражданстве для иностранных граждан на Кипре. Вторая поправка
- Доходы иностранцев в России в 2024 году
- Изменения в налоговом поле Кипра. Выпуск №4
Главное правило реальности — не запутаться в своих иллюзиях
По мере того как мир становится всё меньше, подход к налоговому планированию стремится стать менее формальным, стремясь к содержательности и прозрачности. У налоговых органов появляется больше инструментов для сбора информации о своих налогоплательщиках из разных источников, потому льготные налоговые режимы, позволяющие выводить доходы в безналоговые юрисдикции, уходят в прошлое.
При этом основой для норм международного налогового права является деятельность международных организаций. В частности, работа ОЭСР позволяет сформулировать международные стандарты и методы регулирования в налоговой сфере. Указанные стандарты и методы с учетом накопленного опыта воспроизводятся национальным государственным регулированием.
BEPS1 Actions Plan как серьезный инструмент в сфере налогового контроля
В 2013 году ОЭСР разработала BEPS Actions Plan – план по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли.
План состоит из 15 направлений работы, тесно связанных между собой. Основная цель – решение проблемы двойного необложения или неполного обложения налогами.
Среди задач плана – контроль над рисками, повышение прозрачности операций, укрепление налогового суверенитета. Шаги BEPS обязательны для стран-членов ОЭСР; план рекомендован для имплементации сторонним наблюдателям (ключевым партнерам и кандидатам).
Не являясь членом ОЭСР, Россия тем не менее ориентируется на рекомендации ОЭСР в налоговой политике, о чем свидетельствуют следующие нововведения:
- нормы, регулирующие трансфертное ценообразование;
- нормы о контролирующих иностранных компаниях;
- нормы о фактическом получателе дохода;
- присоединение к Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам.
Одним из инструментов налоговых органов для сбора информации о своих налоговых резидентах по всему миру является международный автоматический обмен финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий) (далее – международный обмен информацией). В рамках международного обмена (далее – CRS-обмен) процесс сбора и передачи информации организован следующим образом: финансовые институты всех стран-участниц собирают определенную информацию о своих клиентах (физических и юридических лицах), далее передают информацию в налоговые органы своей страны, затем обмен данными происходит между налоговыми органами.
Основой обмена информацией для реализации BEPS Actions Plan стал Единый стандарт автоматического обмена финансовой информацией – Common Reporting Standart (CRS), направленный на идентификацию зарубежных счетов налогоплательщиков (в том числе их владельцев и состояния счетов).
В ноябре ОЭСР подготовила отчет об обмене за 2018 год. В 2018 году 86 юрисдикций обменивались информацией в двустороннем порядке около 4500 раз. Каждый обмен содержит детальную информацию о финансовых счетах, находящихся в передающей юрисдикции, принадлежащих налоговым резидентам принимающей юрисдикции.
В одностороннем порядке (юрисдикции, которые только предоставляют информацию) обмениваются 11 юрисдикций:
- Ангилья;
- Багамы;
- Бахрейн;
- Бермуды;
- Британские Виргинские острова;
- Кайманы;
- Маршальские острова;
- Науру;
- Катар;
- Тёркс и Кайкос;
- Объединенные Арабские Эмираты.
Рекордсменами по обмену (64 юрисдикции-партнера по обмену) по состоянию на 2018 год являются: Дания, Финляндия, Ирландия, Люксембург, Польша, Португалия, Испания.
Российская Федерация, Маршальские острова, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины пока не участвовали в обмене по техническим причинам, в настоящий момент эти причины устраняются.
При этом в декабре 2018 года Перечень государств (территорий), с которыми Российская Федерация осуществляет автоматический обмен финансовой информацией, был расширен, и в него дополнительно внесены:
- Антигуа и Барбуда;
- Гонконг;
- Азербайджан;
- Аруба;
- Макао;
- Багамы;
- Бахрейн;
- Вануату;
- Гренада;
- Катар;
- Кувейт;
- Маршалловы острова;
- Монако;
- Объединенные Арабские Эмираты;
- Сент-Китс и Невис2.
Антигуа и Барбуда, Бруней, Доминика, Израиль, Ниуэ, Катар, Сент Мартен, Тринидад и Табаго, Турция и Вануату не участвуют в обмене в связи с отсутствием юридической базы, которую тем не менее планируют внедрить в ближайшее время.
Международный обмен информацией предусматривает осуществление:
- запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих;
- обработки такой информации, в том числе документальной фиксации, и анализа о принятии, в том числе документальной фиксации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих;
- проверки достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также её состава, условий, порядка и сроков представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Объём информации, собираемой в рамках международного обмена, позволяет налоговым органам следить за:
- налоговым резидентством физических лиц;
- контролируемыми иностранными компаниями, принадлежащими своим налоговым резидентам.
- фактическими получателями доходов и, как следствие, за правомерностью применения льготных положений соглашения об избежании двойного налогообложения.
Контроль за резидентством физических лиц
При открытии банковского счета финансовая организация в рамках процедур принятия и дальнейшего мониторинга клиента осуществляет сбор информации и документов, позволяющих определить налоговое резидентство физического лица.
По общему правилу приобретение лицом статуса налогового резидента страны зависит от ряда факторов, в частности:
- от количества дней пребывания в данной стране;
- наличия объектов недвижимости на территории страны;
- мест фактического нахождения руководства;
- мест учреждения либо регистрации для юридических лиц;
- от любого другого схожего критерия.
Из-за разнообразия методик и критериев определения статуса в каждой стране-участнице обмена разработаны свои правила определения налогового резидентства3.
ОЭСР разъяснила порядок проведения процедур принятия и дальнейшего мониторинга клиентов, получивших налоговое резидентство / гражданство по инвестиционной схеме4.
В то время как схемы приобретения налогового резидентства / гражданства в обмен на инвестиции позволяют физическим лицам получать гражданство или права на проживание через местные инвестиции на совершенно законных основаниях, возможно также и злоупотребление таким схемами с тем, чтобы скрыть свои активы в офшорах, избегая отчетности, в том числе в рамках международного обмена информацией. В частности, удостоверения личности и другая документация, полученная по таким схемам, потенциально могут быть использованы для искажения информации о юрисдикции (юрисдикциях) налогового резидентства налогоплательщика.
Потенциально высокорисковые схемы – это те, которые дают доступ к низкой ставке подоходного налога с оффшорных финансовых активов и не требуют от человека тратить значительное количество времени на проживание в юрисдикции налогового резидентства, предлагающей эту схему.
Финансовые институты обязаны учитывать результаты анализа ОЭСР схем с высоким уровнем риска при выполнении своих обязательств по due diligence CRS.
ОЭСР проанализировала более 100 схем, предлагаемых юрисдикциями-участниками международного обмена информацией, и определила, какие их них потенциально представляют собой высокий риск. Например, к таким схемам относятся условия, предусмотренные Кипром, Мальтой, ОАЭ, Сент Китсом и Невисом
Контролируемые иностранные компании, принадлежащие своим налоговым резидентам
При открытии банковского счета финансовая организация в рамках процедур принятия и дальнейшего мониторинга клиентов осуществляет сбор информации и документов, позволяющих определить выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их (клиентов) контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентами информации.
Фактические получатели доходов
У банка имеется информация о входящих и исходящих платежах по счету клиента, и это позволяет отследить операции транзитного характера, например, входящие дивиденды, которые в той же сумме в короткий срок перечисляются фактическому получателю (фактическим получателям) дохода. Здесь необходимо отметить, что за статусом фактического получателя дохода обязаны следить также источники выплаты. При этом недавние изменения налогового кодекса РФ уточнили периодичность проверки статуса фактического получателя дохода. Наличие фактического права на доходы должно будет определяться применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и / или к группе выплат дохода в рамках одного договора.
Резюме
Итак, можно с большой долей уверенности утверждать, что в будущем как на международном, так и на национальном уровне нас ждет усиление налогового контроля, повышение прозрачности международных структур и бизнес-процессов. С тем, чтобы соответствовать актуальным трендам в сфере налогового планирования необходимо уйти от «искусственных» схем налоговой минимизации и обратить внимание на реальные бизнес-процессы и экономическую целесообразность структурирования деятельности.
- BaseErosionProfitShifting.
- Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией».
- http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency
- http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/residence-citizenship-by-investment/