Возвращение домой
В июне 2019 года в России начался третий этап амнистии капитала, который продлится до 29 февраля 2020 года.
Основным условием текущей амнистии стало возвращение заявленных активов на родину. Следует отметить, что репатриации подлежат не все активы, а только денежные средства, находящиеся на зарубежных счетах, и иностранные компании, которые должны быть редомицилированы в Российскую Федерацию.
Редомициляция — это механизм смены юрисдикции компании, перевод компании из одного государства в другое. Результатом смены юридического адреса является прекращение существования организации в стране первоначальной регистрации и перевод ее структур в другую страну для осуществления дальнейшей работы в соответствии с действующим законодательством. При этом компания сохраняет свой статус, структуру, имущественные и другие права, договорные обязательства.
Редомициляция — это новая страница в не только в истории амнистии капитала, но и в истории российского права.
Федеральный закон «О международных компаниях», регламентирующий вопрос регистрации иностранных компаний в Российской Федерации, был принят год назад, в августе 2018 года. В мае 2019 года Минэкономразвития отчиталось о том, что количество международных компаний в российских специальных административных районах (САР) достигло десяти. Восемь из них зарегистрированы на острове Октябрьский в Калининградской области и две — на острове Русский во Владивостоке.
С учетом того, что данные компании редомицилированы до начала третьего этапа амнистии, соответственно, поводом для «переезда» было желание воспользоваться гарантиями, предусмотренными Законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Следует отметить, что условия редомициляции, предусмотренные российским законодательством, существенно сужают круг компаний, которые могут рассчитывать на получение нового статуса.
Так, иностранная компания должна:
- На момент принятия решения об изменении своего личного закона, но в любом случае не позднее 1 января 2018 года, самостоятельно, либо через свои прямо или косвенно подконтрольные лица, определяемые в соответствии с главой XI Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и статьей 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», либо через иные лица, входящие в одну группу лиц с иностранным лицом в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по любому из оснований, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», либо через филиалы или представительства (иные обособленные подразделения) осуществлять хозяйственную деятельность на территории нескольких государств, в том числе на территории Российской Федерации.
- Подать заявку на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
Принять на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории Российской Федерации, в том числе на основании заявления о намерениях осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, специального инвестиционного контракта, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или иного договора. - Быть зарегистрированной (созданной) в государстве, которое является членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Moneyval).
- Таким образом, воспользоваться амнистией капитала не смогут бенефициары новых (созданных после 1 января 2018 года) иностранных компаний, а также те, чьи компании зарегистрированы на Британских Виргинских островах, Маршальских островах или Сейшелах. Из популярных среди россиян юрисдикций в FATF входят только Гонконг и Сингапур, а в Moneyval — Кипр, Мальта, остров Мэн, Джерси, Гернси и страны Восточной Европы.
Что касается инвестиций в российскую экономику, законодатель обозначил сумму в 50 миллионов рублей. Надо отметить, что эта цифра также может стать существенным барьером для предпринимателей среднего звена, которые, возможно, и хотели бы перенести свой бизнес в Россию, но не готовы сейчас осуществить такие крупные вложения.
Инвестиции в российскую экономику могут быть следующие:
- капитальные вложения, то есть инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;
- вложения в уставный капитал, фонд или взносы в имущество хозяйственных обществ, являющихся российскими юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Два вышеописанных критерия, конечно, значительно сужают круг лиц, которые смогут заявить о своем участии в КИК. Тем не менее нужно помнить, что организован уже третий этап амнистии, и если соотечественники не воспользовались предыдущими возможностями, значит не особо в этом нуждались. Нынешняя амнистия ставит перед собой конкретные цели — возвращение активов граждан на родину.
Очень интересно будет в конце амнистиционного периода рассмотреть цифры — установить количество поданных специальных деклараций и редомицилированных компаний. Но, скорее всего, самым результативным этапом амнистии капитала всё-таки останется второй этап. Согласно статистическим данным, в первую волну амнистии было подано порядка 7 200 деклараций, во вторую волну — уже порядка 11 800. Объективности ради нужно отметить, что активности граждан на сегодняшний день не наблюдается.
А что же с налогами?
Как известно, амнистия освобождает не только от уголовной и административной ответственности, но и ограничивает возможности налоговых органов по взысканию налогов.
Так, согласно статье 45 Налогового кодекса, взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным Федеральным законом.
Взыскание налога не производится при соблюдении одного из следующих условий:
- Если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, либо с открытием и зачислением денежных средств на счета, информация о которых содержится в такой специальной декларации, то есть специальная декларация была подана в первый этап амнистии.
- Если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года, и он воспользовался вторым этапом амнистии, однако данное положение не распространялось на обязанность по уплате налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.
- Если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2019 года, и он намерен воспользоваться третьим этапом амнистии, при этом прибыль КИК опять же не освобождается от налогообложения.
Последнее уточнение выглядит несколько странным на фоне того, что действующих КИК на момент подачи специальной декларации у декларанта быть не должно.
То есть, если декларант на 31 декабря 2019 года уже не будет являться контролирующим лицом иностранной компании, соответственно, на него уже не будет распространяться обязанность по подаче уведомления о КИК и, как следствие, включение нераспределенной прибыли КИК в налогооблагаемую базу 2019 года. Вероятнее всего, этот пункт является неким стимулом для сомневающихся граждан, которые не торопятся расстаться с КИК и планируют редомицилировать иностранную компанию под конец амнистиционного периода, успев всё сделать за первые два месяца 2020 года.
Интересно, что в конце 2018 года, когда еще никто не верил в третий этап амнистии, Министерство финансов выпустило письмо, которое проливает свет на один из самых неоднозначных вопросов обоих этапов амнистии.
Вопрос касался того, за какой период можно не платить налоги, если подана специальная декларация. Налоговый кодекс гласит, что не подлежат взысканию налоги, если обязанность по их уплате возникла до 1 января. А когда, собственно, возникает эта обязанность? Мнения экспертов в юридическом сообществе разделились. Одни считали, что обязанность возникает непосредственно в момент получения дохода, то есть до 1 января, а следовательно, платить налоги не нужно. Другие считали, что обязанность возникает с момента подачи налоговой декларации и исполнить эту обязанность необходимо до 15 июля года, следующего за отчетным периодом, и в таком случае, несмотря на специальную декларацию, налоги за год, предшествующий году ее подачи, платить надо.
В своем письме от 24.12.2018 № 03-04-05/93986 Министерство финансов указало, что обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возлагается на налогоплательщика с момента получения такого дохода. Таким образом, при подаче специальной декларации в 2019 году, налоги на доходы, полученные в 2018 году, взысканию не подлежат, так как они получены до 1 января 2019 года.
Также стоит отметить, что одновременно с объявлением третьего этапа амнистии была внесена поправка в статью об освобождении отдельных видов доходов от налогообложения. Данную статью дополнили пунктом 75, согласно которому не подлежат налогообложению доходы в виде прибыли контролируемой иностранной компании, учитываемые при определении налоговой базы в 2019 году у налогоплательщика, являющегося контролирующим лицом такой контролируемой иностранной компании.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае, если налогоплательщик не признавался налоговым резидентом Российской Федерации по итогам налогового периода 2018 года.
Судя по всему, законодатель попытался вернуть в Россию не только капиталы, но и самих налогоплательщиков.
Известно, что итогом антиоффшорных реформ стало то, что многие наши соотечественники решили, что вполне могут себе позволить большую часть календарного года проживать за пределами родины и вывести из-под контроля российских налоговых органов прибыли иностранных компаний (как известно, налоговые нерезиденты платят налоги только с доходов, полученных в Российской Федерации, и иностранные компании, если они не признаны налоговыми резидентами России, к таким источникам не относятся). Внесенная поправка дает возможность тем, кто в 2018 году утратил налоговое резидентство, чтобы не платить в 2019 году налоги с нераспределенной прибыли КИК, вернуть в 2019 году налоговое резидентство Российской Федерации и при этом в 2020 году опять же не платить налоги, связанные с деятельностью иностранной компании.
Что ж, действия властей вполне понятны и логичны, а вот дадут ли они результаты, увидим уже весной 2020 года.