- Культ согласий на обработку персональных данных: что нужно знать бизнесу при сборе согласий от субъектов
- Налогообложение НДС двухэтапной чартерной морской перевозки
- Личные фонды в России и в свободной зоне DIFC (ОАЭ): сравнительный анализ
- Раз офшор, два офшор…
- Расчеты криптовалютой в РФ. Возможности развития и последствия принятия закона
- Прогрессивная шкала НДФЛ уже реальность! Богатым быть в России становится дороже
- УСН – усложненная система налогообложения?
- Годовой отчет на Британских Виргинских островах: что нового и как подавать
Профилактика и лечение срыва госконтракта
Новая вирусная инфекция в настоящий момент является фактором, серьезно тормозящим экономический рост и угрожающим благополучию как отдельных граждан, так и бизнеса в целом. Несмотря на то, что государством были предприняты шаги по оказанию помощи пострадавшим субъектам предпринимательства, сложившаяся ситуация чревата убытками, полностью избежать которых не удастся.
Прежде всего стоит отметить неоднозначность ситуации с заключением и исполнением госконтрактов. Следует помнить – хотя пандемия признается обстоятельством непреодолимой силы, закон не предусматривает возможности отказаться от заключения госконтракта после победы на торгах. Это означает, что победителя торгов, не подписавшего контракт, могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Несмотря на то, что из-за ограничительных мер и прочих факторов, препятствующих надлежащему исполнению обязательств, в том числе по госконтрактам, выполнить его в надлежащий срок может быть затруднительно, заказчик будет обязан сообщить об отказе от подписания в ФАС, которая, в свою очередь, может принять решение о включении победителя в РНП.
С одной стороны, такое решение можно будет оспорить в суде (а ФАС указала своим территориальным органам в Письме от 18 марта за № ИА/21684/20 на необходимость учитывать, что распространение новой вирусной инфекции является обстоятельством непреодалимой силы). С другой стороны, нормы закона, дающие возможность вынести решение о включении в РНП, изменены не были, а указание ФАС не означает, что в данный период в реестр недобросовестных поставщиков не будет включаться никто. Следовательно, предпочтительнее по возможности не допустить наступления обстоятельств, на основании которых решение о включении в РНП может быть вынесено.
Если эпидемия застала потенциального исполнителя по госконтракту до заключения самого контракта, самым правильным шагом будет заблаговременно уведомить о невозможности подписать контракт из-за обстоятельств непреодолимой силы. Это позволит приостановить процедуру заключения контракта на срок действия таких обстоятельств. Хотя закон о контрактной системе закупок устанавливает, что процедура может быть приостановлена по этому основанию не более чем на 30 дней, это позволит частично выиграть время и снизить риски того, что сроки исполнения контракта в дальнейшем будут сорваны.
Также потенциальным поставщикам не следует надеяться на продление сроков, установленных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», из-за объявленных на основании Указа Президента от 2 апреля нерабочих дней (напомним, что период нерабочих дней был продлен до 11 мая). Постановлением Правительства от 3 апреля № 443 установлено, что установленные 44-ФЗ сроки, исчисляемые в рабочих днях, в течение объявленных нерабочих дней будут исчисляться в календарных днях (без учета субботы и воскресенья). Это означает, что такие сроки не будут перенесены и наступят в тот же календарный день, как если бы режим нерабочих дней не был введен.
Поставщикам, уже успевшим заключить контракт и находящимся на момент возникновения сложившейся ситуации в процессе его исполнения, следует по возможности продолжать его исполнение. Условия контракта могут предусматривать право заказчика на односторонний отказ от контракта в случае неоднократного нарушения сроков поставки. В случае, если заказчик воспользуется этим правом, также возникнет риск внесения поставщика в РНП. Если становится очевидно, что исполнить контракт надлежащим образом и в установленный срок не представляется возможным, лучше так же, как и в ситуации с подписанием контракта, заблаговременно уведомить заказчика об этом и предложить расторгнуть контракт по соглашению сторон. Если заказчик согласится, оснований для внесения поставщика в РНП не возникнет, если нет – добросовестное поведение поставщика увеличит шансы на то, что территориальный орган ФАС не вынесет решение о внесении поставщика в РНП. Но если такое решение всё же будет вынесено, возможно, впоследствии получится добиться его отмены в суде.
Другим вариантом, если поставщик не готов и не намерен расторгать контракт, будет направление заказчику предложения изменить контракт. С 24 апреля ст. 112 44-ФЗ была дополнена пунктом 65, в соответствии с которым в 2020 году сроки исполнения контракта могут быть изменены, если невозможность исполнения контракта обусловлена распространением новой вирусной инфекции либо другими факторами, установленными Правительством. Следует подробно описать заказчику ситуацию, объяснить, как именно сложившаяся ситуация мешает поставщику исполнить контракт, и на основании этого, со ссылкой на указанный выше пункт закона, предложить изменить сроки.
При самом неблагоприятном раскладе, если заказчик отказывается и от расторжения, и от изменения договора, единственное, что остается делать поставщику – продолжать исполнять контракт, насколько это возможно в сложившейся обстановке. Впоследствии, если просрочка или другие нарушения будут обоснованы пандемией, согласно общим правилам Гражданского кодекса об обстоятельствах непреодолимой силы, это позволит избежать ответственности за такие нарушения – в первую очередь, уплаты неустойки.
Главное, что следует помнить участнику контрактной системы закупок в текущих непростых условиях – контракты должны исполняться, насколько это возможно. Максимально добросовестное поведение и тщательный сбор доказательств того, что возникающие по ходу исполнения нарушения вызваны ограничениями, связанными с риском распространения новой вирусной инфекции – ключ к минимизации убытков, а также рисков внесения в реестр недобросовестных поставщиков.