- Культ согласий на обработку персональных данных: что нужно знать бизнесу при сборе согласий от субъектов
- Налогообложение НДС двухэтапной чартерной морской перевозки
- Личные фонды в России и в свободной зоне DIFC (ОАЭ): сравнительный анализ
- Раз офшор, два офшор…
- Расчеты криптовалютой в РФ. Возможности развития и последствия принятия закона
- Прогрессивная шкала НДФЛ уже реальность! Богатым быть в России становится дороже
- УСН – усложненная система налогообложения?
- Годовой отчет на Британских Виргинских островах: что нового и как подавать
Изменения соглашения об избежании двойного налогообложения: процесс запущен
Совсем недавно был взят курс на изменение условий международного налогообложения. Основная цель этого курса – препятствие вывода доходов в низконалоговые или безналоговые юрисдикции за счет увеличения ставки налога у источника выплаты в Российской Федерации.
Если сторона по Соглашению об избежании двойного налогообложения (далее – СОИДН) примет условия, предлагаемые Российской Федерацией, ставка налога у источника выплаты дивидендов и процентного дохода будет повышена до 15%. В противном случае соглашение будет расторгнуто, что повлечет отсутствие возможности зачета уплаченного налога в одной юрисдикции другой юрисдикцией, и, как следствие, будет реализовано двойное налогообложение международных доходов.
При этом, несмотря на то, что в условия СОИДН, касающиеся роялти, изменения вносить не планируют, сохраняется вероятность расторжения СОИДН. В этом случае вместо пониженной ставки у источника выплаты и возможности зачета налогоплательщик вынужден будет уплатить налог у источника по ставке 20% без возможности зачесть сумму налога.
Также одним из последствий расторжения СОИДН будет отсутствие необходимости подтверждения фактического получателя дохода.
В настоящий момент письма об изменении соглашений направлены следующим юрисдикциям:
- Кипр;
- Люксембург;
- Мальта.
Также весьма вероятно, что указанное поручение коснется таких юрисдикций как:
- Нидерланды;
- Швейцария;
- Ирландия.
Если будет направлено письменное уведомление о расторжении СОИДН РФ, изменения коснутся налогоплательщиков не ранее 1 января 2021 года. А в случае с большинством юрисдикций РФ должна была направить такое уведомление до 1 июля 2020 года – в противном случае соглашения будут считаться расторгнутыми только с 1 января 2022 года.
В отношении СОИДН, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Кипр, сторонам удалось достигнуть согласия, и был запущен процесс внесения изменений в соглашение.
Ниже на схеме представлены последствия:
Ниже приведены варианты решений, которые можно рассмотреть в сложившейся ситуации:
- Оставить как есть
Это вариант стоит рассмотреть, если кипрская компания создавалась для целей, отличных от налоговой экономии, и (или) налоговая экономия не является приоритетной задачей. Такая компания могла быть создана для защиты активов, позволяет использовать особенности местной правовой системы (например, институт траста) и преимущества, облегчающие процесс привлечения инвесторов и / или совершения сделок с капиталом. В таких компаниях зачастую движение денежных средств от активов в России минимально.
- Применить сквозной подход
В рамках данного варианта компания перестает признавать себя фактическим получателем дохода, и, как следствие, налоговый агент у источника дохода применяет уже не условия, предусмотренные СОИДН с Кипром, а условия с фактическим получателем дохода. Среди преимуществ данного варианта можно упомянуть сокращение расходов на создание и (или) поддержание ФПД для кипрской компании.
- Завершить расчеты
Этот вариант применим в случае, если между российской компанией и кипрской компанией в текущем году есть незавершенные расчеты, в частности, начисленные проценты, нераспределенная прибыль, начисленные роялти.
- Переехать
Возможно, стоит рассмотреть другие юрисдикции. На сегодняшний день юрисдикциями, предоставляющими сопоставимые бенефиты (с учетом СОИДН и национального законодательства) являются Люксембург, Мальта, Нидерланды. Однако при выборе юрисдикции необходимо учитывать, что письма с предложением об изменении СОИДН уже направлены Минфином РФ в Люксембург и Мальту. Также высока вероятность, что изменения коснутся СОИДН с Нидерландами, Швейцарией, Ирландией. Кроме положений СОИДН, при выборе юрисдикции следует учитывать такие факторы, как отсутствие налога у источника и низкое налоговое бремя в отношении пассивных доходов. В такой ситуации стоит рассмотреть комплексный подход, в частности, переезд в юрисдикцию, применяющую территориальный принцип налогообложения (например, Гонконг или Сингапур) и осуществить сквозной подход.
Кроме того, с учетом того факта, что применение налоговых льгот всё более осложняется не только в РФ, но и по всему миру, при переезде последовательным представляется оценить иные преимущества юрисдикций, напрямую не связанных с налоговым планированием, например:
- качество администрирования компании;
- затраты на создание (переезд) и содержание компании;
- механизмы защиты прав акционеров (например, необходимость регистрации в государственном реестре перехода права собственности на акции);
- возможность получения налогового резидентства, вида на жительство или паспорта через инвестиции в такую компанию;
- репутация юрисдикции для целей AML-регулирования и комплаенса.
В этот переходный период рекомендуется провести инвентаризацию имеющейся структуры, оценить все выгоды и риски, бенефиты и расходы, учесть надежные факторы, которые могут быть важны, и совершить одно из рассмотренных выше действий, а именно:
- совершить выплаты, которые возможно совершить;
- оценить возможность применения сквозного подхода к налогообложению;
- оценить возможность замены иностранной компании с учетом обозначенной тенденции к расторжению\изменению СОИДН;
- оставить все как есть, если расторжение\изменение СОИДН не повлияет существенно на налоговое бремя или получение налоговое экономии не является основной целью создания иностранной структуры.
При этом важно понимать и помнить, что в данной ситуации нет общего и универсального решения. Несмотря на то, что все сейчас находятся в одном шторме, каждый продолжает управлять своей лодкой, и решение о реструктуризации будет верным только тогда, когда оно будет учитывать конкретные цели и задачи бенефициара структуры.