Проводники семейного бизнеса
Мы — практикующие специалисты, потому совсем не удивительно, что, когда мы прибываем на место, то сталкиваемся с уже сложившейся ситуацией, полной коллизий и сложностей. Подобно детективу или журналисту, мы расследуем происшедшее. Если в этом участвует семья, то мы сталкиваемся уже с последствиями. Фарфор разбит. Людей оглушило электрическим током. Что же делать?
Давайте рассмотрим пример.
Генри М. – успешный предприниматель, он построил крупную компанию, приносящую миллионы. Однако, к несчастью, ему поставили диагноз – «болезнь Альцгеймера». Временами он задумывался о неопределенном будущем, но предвидел ли он наступление разрушающей ситуации так быстро? Нет. Нашел ли он преемников, которые могли бы возглавить его успешную компанию? Нет. И вот сейчас (как это обычно бывает) уже слишком поздно. Надвигается тьма. Трое его детей – инженер, бухгалтер по финансовым вопросам и юрист – готовы действовать. Действовать готова и его жена, которая плечом к плечу помогала Генри строить семейную компанию.
Однако есть еще и руководящий состав, каждый представитель которого хочет получить свою долю. Они также усердно работали вместе с Генри. И здесь начинается самое интересное. Оставляем ли мы руководство в прежнем составе или проводим политику смены поколений? Если так, то кто за что отвечает? Вопрос управления не продуман. Провода спутались – в семье назревает конфликт. Незначительные, казалось бы, вопросы порождают настоящие огненные бури. Если компанию возглавит старший сын, инженер Адам, то может ли он со своей молодой семьей полететь на выходных на Майорку на частном семейном самолете? Что останется в таком случае остальным братьям, сестрам и жене?
В данной ситуации мы как практикующие специалисты сожалеем, что нас не позвали раньше. Мы могли бы успешно все организовать заранее. Мы могли бы помочь Генри заблаговременно подготовиться к этому происшествию и наладить такую энергетическую систему, которая бы дала положительный заряд для развития компании, а не била бы разрядом по оставшимся членам семьи в трудные времена.
Генри болен, и ситуация уже накалена. В противостоянии семьи и руководящего состава компании напряжение становится практически осязаемым.
Еще одной неожиданностью становится предложение дочери – бухгалтера по финансовым вопросам и жены ведущего финансового аналитика – вести систему бухгалтерского учета компании, чтобы обеспечить надлежащее руководство, в котором нуждается семейный бизнес. С данным предложением может не согласиться не только руководящий состав, но и остальные братья, что в свою очередь способно породить соперничество между ними. Ситуация становится довольно неприятной, поскольку в прошлом некровных родственников не допускали к участию в делах. Достаточно было желания членов семьи работать в компании, чтобы внести беспорядок в дела, ведь было неясно: кто и как будет оценивать их работу, и как будет начисляться заработная плата. Теперь представьте, что в этот волновой поток вмешиваются еще и некровные родственники. Начинает пересекаться слишком много проводов, что может привести к полному отключению питания. Младший сын, юрист, также может заявить свои права на управление делами компании.
Как практикующим специалистам нам виден весь спектр проблем управления, которые могут возникнуть. Кому открыт доступ к имуществу компании, например, автомобилям, домам и самолетам? Насколько часто им можно пользоваться и можно ли им воспользоваться в выходные дни? Те, кто не работает на семейную компанию, хотят более высоких выплат по дивидендам, те же, кто на нее работает, наоборот – хотят сохранить прибыль для финансирования будущих проектов. Решение всех этих вопросов требует взаимопонимания и постоянного диалога. Однако с болезнью Генри проявилось и то, насколько неналаженной является система обмена информацией и принятия решений.
В настоящее время довольно широко распространилось мнение, что родители не должны уклоняться от распоряжения наследством своих детей. Во-первых, это доставит удовольствие самим родителям, а во-вторых, раскрепостит детей и придаст им уверенности в своих силах. Это можно сравнить с покупкой ребенку собственной электростанции вместо подключения ее к родительской. Такой подход распространен среди богатейших людей планеты. Мы не знаем, каким образом решаются конфликты в таких обеспеченных семьях, но можем предположить, что вероятность возникновения конфликтов у них значительно выше. Одна вспышка несогласия может серьезно травмировать членов семьи. Именно поэтому лучше предотвратить пожар, чем потом тушить его!
Результаты исследования, проводимого аудиторской компанией «Прайсуотерхаус Куперс», показали, что более половины их клиентов из семейного бизнеса имели разногласия по вопросу будущего развития фирмы. Без налаженной культуры проведения диалога между членами семьи и даже семейными группами может образоваться настоящая пропасть.
Давайте вернемся назад и посмотрим, каким образом мы могли бы помочь при идеальном раскладе.
Все начинается с предпринимательских целей основателя фирмы, которые определяют его сущность и сущность его семьи. Он может развивать молодые таланты, ставить себя на первое место либо отдавать приоритет семье. Все эти особенности должны быть закреплены с самого начала, и все члены семьи вместе с руководящим составом должны знать о ценностях главы семьи и всей семьи в целом.
Если основатель является филантропом, мы могли бы помочь ему максимально удачно вложить деньги еще при жизни. Ели он больше заинтересован в личном материальном обогащении, его больше интересуют коллекции классических автомобилей или коллекции произведений искусства, лошади или другие предметы роскоши, например, яхты или самолеты, то создание системы владения ему бы тоже не помешало.
В хорошо организованных семьях владелец состояния берет на себя ответственность по обучению следующих поколений. Следующие поколения необходимо включить в сеть питающей системы первого поколения или хотя бы предыдущего поколения. Они могут включиться в работу на семейную фирму с самого начала и, таким образом, стать проводниками развития фирмы. Либо они могут заняться благотворительностью и вести дела семейного трастового фонда, отбирая подходящие для инвестирования проекты для достижения целей фонда.
Для не настолько хорошо организованных семей настоящим подарком судьбы может оказаться помощь практикующих специалистов. Мы можем научить основателя, как объяснить концепцию состояния и его потенциальные последствия своей жене и членам семьи. Как научить их вести дела компании, как сохранить нажитое состояние и как работать сообща для реализации общих идей и достижения общих целей? Совместное видение – это конечная цель, к которой стремится семья. Это своего рода центр тяжести. Это источник энергии даже в сложные времена, когда семье необходимо адаптироваться к внешним изменениям.
Соперничество между братьями и сестрами можно сгладить, если позволить детям участвовать в семейном бизнесе с ранних лет. Таким образом, они впитают в себя семейные ценности, этические правила, ДНК. Как вариант, можно организовать семейный совет с регулярными собраниями, который поможет создать атмосферу вовлеченности и сопричастности представителей всех поколений и распределить социальные роли в семье.
Разрешение конфликтных ситуаций обычно зависит от семьи. Кто-то предпочитает собирать семейный совет, кому-то больше по душе семейные дискуссии. Также есть возможность проведения общего собрания участников компании в форме дискуссионной площадки или совета. По моему опыту, организация управления играет важную роль, однако семьи, особенно не являющиеся семьями первого поколения, редко соглашаются вписать данный принцип в устав семейного дела и следовать ему.
Как показывает опыт, в случае возникновения внутреннего семейного конфликта хорошо срабатывает передача спора на разрешение. Этого можно достичь, просто отделив ведение семейного бизнеса от семейной жизни, т.е. на взаимоотношения в семье не должны влиять вопросы и проблемы семейного бизнеса. Исходя из нашего опыта, этого гораздо сложнее достичь в семейном бизнесе первого или второго поколения. Однако впоследствии процесс должен стать легче, когда количество членов семьи, работающих на семейную компанию, сократится.
Возможно, самым успешным способом разрешения проблем семейного бизнеса будет их передача согласованному третьему лицу, которое должно быть благосклонным, но беспристрастным – уважаемому и достойному человеку. Исполнителю данной важной роли необязательно сообщать о тех функциях, которыми он наделяется. Им может быть дядя, финансовый директор семейного бизнеса, главный специалист по финансовым вопросам либо бывший генеральный директор. Эту роль может также исполнить доверенный советник: доверительный собственник, адвокат либо доверенный банковский работник.
Если вернуться к ситуации с Генри, то в «хорошие дни» он научил бы свою жену и детей, как наладить контакт друг с другом и с руководящим составом, а также подготовил бы энергетическую сеть для упорядочения непрерывного потока информации. Он бы поделился своим видением будущего компании. Чтобы обезопасить источник питания, семья должна осознавать весь масштаб поражения зарядом электрического напряжения. Семья должна понимать, как распределить состояние между членами семьи: кто из детей возглавит какой отдел компании, что будет входить в семейный трастовый фонд и благотворительную деятельность. У Генри было бы достаточно времени, чтобы сделать все это. Работа советников заключается в том, чтобы показать, к каким последствиям может привести несвоевременность, а также организовать работу компании и распределение состояния таким образом, чтобы жена и дети могли насладиться плодами с деревьев, посаженных Генри.